Лебяжье|Страницы истории

Ижорская железная дорога
Статья из газеты "Балтийский Луч" от 11.06.71

прислал Владимир


    Если мы совершим небольшое путешествие по железной дороге от Ломоносова до Лебяжья, то увидим, как за окнами вагона будут сменять одна другую прекрасные картины природы. Густой девственный лес сменяется сверкающей гладью Финского залива, болота с небольшими речушками уступают место песчаным дюнам, покрътыми стройными соснами.
    Этот небольшой участок железной дороги имеет свою интересную историю. Многим ломоносовцам помнится прежнее название этой дороги, идущей от нашего города на запад. Все ее любовно называли «Ижорка», а некоторые многие годы на ней работали. Её строительство началось в связи с сооружением фортов Красная Горка, Серая Лошадь и других береговых батарей, когда потребовались хорошие транспортные пути для доставки оборудования на строящиеся форты с военных заводов Петербурга и Кронштадта. Существовавшая временная железнодорожная линия от поста Сан-Гадле до Красной Горки с этой задачей справиться не могла, так как перевалка грузов с барж на железнодорожные платформы на выносном пирсе была сопряжена с большими трудностями. Строительство новой дороги, которая получила название Ижорской крепостной военной железной дороги, велось в спешном порядке.
    К 1908 году было завершено строительство участка дороги до Большой Ижоры, а к началу первой мировой войны вступила в строй и вся дорога до Красной Горки. Строили дорогу военнослужащие инженерного управления Кронштадтской крепости, но здесь много работало и местных жителей. Впоследствии многие из них остались обслуживать начавшееся движение. Для военнослужащих Ижорской дороги было построено несколько, сохранившихся и поныне, железнодорожных казарм: в Малой Ижоре, Дубках, Большой Ижоре, Борках, Лебяжье.
    На месте нынешней станции Ораниенбаум II находился поворотный круг для паровозов, остатки которого существуют и в настоящее время. На фортах ответвления дороги подходили к самим батареям.
    Поезда по железной дороге ходили только по мере надобности, пассажиров не перевозили. Только после Февральской революции 1917 года по разрешению военных комендантов станций стали брать на поезд и местных жителей. Какое-либо определенное расписание движения поездов отсутствовало, поезда ходили редко и медленно, так как полотно дороги было слабым и очень извилистым. Не случайно на пассажирских проездных билетах в то время была напечатана предупреждающая надпись: «За жизнь и увечья пассажиров железная дорога не отвечает». Однако необходимо отдать должное военной администрации и служащим дороги — никаких аварий в те годы здесь не было. Вскоре для лучшего обслуживания пассажиров некоторые военные казармы были переоборудованы под железнодорожные станции с комнатой для пассажиров. В товарных вагонах были установлены скамейки, прорезаны большие окна, устроены входные ступеньки.
    Ижорская военная дорога сыграла большую роль в дни героической обороны Красного Петрограда в 1919 году во время подавления контрреволюционного мятежа на береговых фортах. По ней, поддерживаемые артиллерийским огнем, шли наступающие красные части, шел бронепоезд № 52 и бронелетучка, оборудованная ораниенбаумскими железнодорожниками.
    В 1926 году началась реконструкция Ижорской железной дороги, некоторые ее участки были спрямлены. В это время завершалось и строительство дороги от Лебяжья до станции Веймарн, поэтому «Ижорку» соединили на станции Ораниенбаум с Балтийской линией Северо-Западной железной дороги. Пассажирское движение и перевозка грузов на дороге стало регулярным и безопасным, что, несомненно, сыграло большую роль в подъеме хозяйственного развития всего прибрежного района. С 1927 года Ижорская военная дорога перестала существовать как самостоятельная магистраль.
    В годы Великой Отечественной войны, в условиях вражеской блокады Приморского плацдарма, бывшая «Ижорка» вновь стала военной дорогой. Здесь находились боевые позиции бронепоездов «За Родину» и «Балтиец», а на многочисленных «усах», отходивших в леса от основной магистрали, базировались железнодорожные артиллерийские батареи. Имея возможность быстро маневрировать, они мощными огневыми залпами помогли нашим войскам сдержать натиск фашистских полчищ, рвавшихся к Ленинграду. Все долгие месяцы блокады действовал этот небольшой участок железной дороги. Перевозку грузов, людей отважные железнодорожники производили под непрерывными вражескими обстрелами, бомбежками. В январе 1944 года при снятии блокады Ленинграда в общем оркестре артиллерийской подготовки звучали и мощные залпы артиллеристов - железнодорожников с «Ижорки».
    Давно уже бывшая военная дорога стала мирной линией на южном берегу Финского залива, тепловозы и комфортабельные мягкие вагоны сменили паровозы и теплушки, а скоро по ней побегут электропоезда и новые потоки пассажиров устремятся в лес, к морю.

    А. КАРХУ, краевед.

 

© Вадим Семко 2003 г.


Hosted by uCoz